Грузовой бизнес по-русски

Время меняет не только людей, но и среду обитания. Рынок грузовой техники в России начала второго десятилетия XXI века совсем не такой, как пять, десять, а уж тем более 20 лет назад. Дело не только в смене денежных знаков и моделей машин, но еще в рыночных механизмах.


Время ходоков прошло!


Вместе с советским прошлым ушли в небытие бесконечные челобитные от ходоков из всех регионов страны, записки директоров предприятий с просьбой ускорить отгрузку техники или телефонных распоряжений сильных мира сего с требованием «выдать немедленно!». В неспокойных 90-х остались ходоки с вещмешками, плотно набитыми наличкой. Начало 2000-х поглотило другие «дикие» механизмы работы и гримасы конкуренции.


Сегодня автомобильные заводы не больно-то надеются на госзаказ и выживают, кто как может. Превратившись в акционерные общества, предприятия сами заботятся о закупках сырья и комплектующих, рекламе и сбыте готовой продукции. Борьба за покупателя между отечественными производителями обострилась с появлением подержанных и новых иномарок, среди которых немало и машин российской сборки.


В таких условиях никакие связи а-ля «через завсклада, через директора магазина» и никакие приятельские отношения с Вась-Васичем не помогут выгодно приобрести нужную технику. А в условиях кризиса и последовавшей за ним рецессии целое искусство не только удачно купить, но и выгодно продать свой товар. Мы почему-то привыкли в этом плане оглядываться на Запад. А если внимательно посмотреть, то и в нашей стране много рыночных механизмов, делающих сектор грузовой техники более цивилизованным, а значит, более емким и привлекательным.


Лизинг не как у всех


Логика бизнеса подсказывает простую формулу успеха: предложи клиентам то, чего нет у других, то, что ты делаешь лучше или то, что у тебя стоит дешевле, чем у остальных. Некоторые компании пытаются свести все три условия воедино, но далеко не у всех это получается.


Есть и примеры удачного ведения бизнеса. Взять, например, КАМАЗ. Когда мир погрузился в финансовый кризис 2008 г., отечественный производитель ввел ряд новых инструментов для поддержки продаж готовой продукции, которые успешно работают и в настоящее время. Это коснулось таких рыночных механизмов, как прямые договора лизинга, предоставление отсрочки платежа, участие в программе утилизации, модернизация и капитальный ремонт, замена старых автомобилей на новые по системе трейд-ин. Аналогичные программы есть у ГАЗа, УралАЗа и некоторых других заводов.


Например, финансовая аренда от производителя нередко предусматривает общие продукты, корпоративный лизинг и предложение для представителей малого и среднего бизнеса без посредников. Скажем, в числе общих продуктов у Камского автозавода находятся рестайлинговые модели вроде бортового КАМАЗ-65117 с авансом в 350 тыс. руб., ежемесячным платежом 53 тыс. руб., сроком лизинга 60 месяцев и оформлением договора всего за 7 дней.


По автомобилям «Урал» авансовый платеж при лизинге для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) составляет от 20 до 49 %, с удорожанием в год от 6 %. Срок договора – от 12 до 60 месяцев, время рассмотрения – от двух до пяти рабочих дней. Для «физиков» (т. е. физических лиц) минимальный взнос – 30 %, удорожание – от 8 %, максимальный срок договора – 36 месяцев и время рассмотрения заявки от одного до трех дней. На рынке можно найти и более приемлемые условия, например, по бескапотному самосвалу «Урал-63685-0111» с авансом от 15 %, удорожанием от 5,7 % и ежемесячным платежом от 37 тыс. руб.


Продавцы коммерческой техники Горьковского автозавода могут предложить аванс от 5 до 49 %, срок договора от 12 до 36 месяцев, удорожание от 0,7 % (последнее будет со сноской, подразумевающей ряд обязательных условий). Правда, физлицам маленький аванс не светит: для них и здесь минимальный барьер в 30 %. Есть еще разные виды кредитов, но по большей части это приманка, т. к. процентная ставка в 2 – 3 % в большинстве случаев фикция.


Условия покупки меняются не только в зависимости от марки выбранной машины и банка-партнера продавца, но и от формы собственности заемщика. Например, представителям малого и среднего бизнеса при покупке КАМАЗа доступен лизинг с авансом от 20 %, удорожанием от 7 % в год и сроком договора до 60 месяцев. Для них вообще разработаны специальные программы с гибким графиком платежей. Для повторных заказчиков предусмотрены льготные условия, т. е. скидки и пониженные процентные ставки. Для корпоративного лизинга в дополнение к перечисленным стандартным условиям формируются особые предложения, включающие, скажем, бесплатную доставку заказчику. Нечто подобное есть и по остальным российским маркам грузовиков.


Модернизация – не чета разборке


Все большую популярность в России набирает модернизация. Это процесс замены старого автомобиля на новый экземпляр конвейерной сборки с двигателем и коробкой передач после восстановительного ремонта. Такой грузовик дешевле того, что с иголочки, а по функциональности ни в чем ему не уступает. Преимущество модернизации заключается в том, что можно отреставрировать не только конкретный образец техники, но и сменить его тип. Например, старый тягач можно превратить в новое шасси или самосвал. В Набережных Челнах такой доработкой занимается собственный автоцентр КАМАЗа в полном соответствии с согласованным техзаданием. Перечень капитально ремонтируемых машин по программе модернизации весьма широк и включает в себя бортовые грузовики моделей 53215 и 43114, седельные тягачи 54115 и 44108 (6х6,1), строительные самосвалы 55111 и 65115 с кузовами объемом соответственно 6,6 и 10,5 м3. В этом же списке транспортные шасси 53215, 55111 и 53229, а также полноприводные шасси 43114 (6х6,1), 43118 (6х6,1) и 53228 (6х6,2).


Если завод дает гарантию на новые автомобили в объеме 12 месяцев или 65 тыс. км пробега (на модели последнего поколения – 75 тыс. км), то на капитально отремонтированную технику он распространяет гарантийные обязательства в 12 месяцев или 45 тыс. км пробега. К слову, завод по ремонту двигателей ЗАО «Ремдизель», восстанавливающий автомобили КАМАЗ, моторы, трансмиссии и редукторы, также предоставляет годовую гарантию, причем без ограничения пробега. В рамках программы модернизации сам КАМАЗ осуществляет углубленную предпродажную подготовку, включающую в себя и ТО-1000, а также проведение ТО-5000 при доставке машины до конечного потребителя.


В отличие от КАМАЗа, большинство других отечественных производителей грузовой техники предложить централизованную модернизацию не могут. За них это делают либо дилерские предприятия, либо кустари, а это уже другой уровень сервиса и иная степень ответственности.


Трейд-ин по-русски


Наконец, очень важная часть нынешнего бизнеса в России – трейд-ин или продажа нового автомобиля с зачетом цены старого.


По этой программе можно приобрести грузовик ГАЗ всего за пару часов. Пока кто-то смотрит фильм в кинотеатре, сервисный центр в состоянии оформить все как положено. Некоторые продавцы даже расписывают механизм сделки по минутам. На посещение салона – 10 минут, на бесплатную оценку машины – 15, на снятие с учета и выкуп – от 20 до 30, час на выбор нового автомобиля и еще полчаса – на оформление нового с учетом стоимости старого.


По системе трейд-ин автогиганта из Набережных Челнов клиентам доступны новые КАМАЗы всех типов, любая спецтехника на их шасси без пробега и капитально отремонтированные грузовики (всего 13 моделей). Важно, что в зачет принимаются любые подержанные автомобили КАМАЗ вне зависимости от модели и года выпуска. Замена старого экземпляра на новый с доплатой делает клиентам доступной всю серийную продукцию автотехники ОАО «КАМАЗ» и спецтехники на ее шасси производства ОАО «НефАЗ» и ОАО «СЗАП».


Чтобы оценить масштаб перемен, выполненных российскими производителями в последние годы, не нужно брать в руки годовой отчет или статистические данные. Достаточно взглянуть на рынок грузовых автомобилей в целом. У некоторых импортеров и фирм, осуществляющих сборку грузовиков европейских марок в России, трейд-ин вообще не работает, только начинает внедряться или охватывает технику определенных марок и лет выпуска. КАМАЗ, ГАЗ и некоторые другие бренды РФ в этом смысле на шаг впереди.


Александр ТРОХАЧЁВ / www.transler.ru

09.01.2012


« Один сервис хорошо, а два лучше! Грузовик в кредит »
На главной странице портала вы найдете удобную форму для поиска объявлений по продаже грузовиков. Также вы можете совершенно бесплатно разместить свое предложение о продаже грузовых автомобилей.

↑ Наверх

© 2003-2017 TRUCKSALE.RU Грузовики – это мы! | Пользовательское соглашение