Аналитика рынка коммерческих авто. Итоги 2017 года и прогнозы. Легкие коммерческие автомобили (LCV)

Рынок Новых LCV в европе


 По итогам 2017 года в странах Европыбыло продано 2,07 млн легких коммерческих автомобилей. Несмотря на замедление динамики до 3,9%, а в предыдущие три года этот показатель превышал 11%, рынку LCV в Старом Свете удалось преодолеть двухмиллионный барьер.




Лидером среди европейских стран по продажам машин полной массой до 3,5 тонны остается Франция, где этот сегмент в прошлом году вырос на 7,1% и составил 437,4 тысячи автомобилей. Второе место занимает Великобритания с показателем 362,1 тысячи проданных машин. На её рынке LCV преобладают осторожные ожидания приближающегося Brexit, в итоге он уменьшился на 3,6%, что привело к сокращению общеевропейской доли страны на 1,4% до 17,5%. За ней расположилась Германия, чейрынок легких коммерческих автомобилей составил 270,7 тысячи штук, что превышает предыдущий результат почти на 5%.



На четвертую строчку, увеличив продажи на 15,5%, вернулась Испания, вплотную приблизившаяся к 200-тысячному рубежу. Италия, замкнувшая пятёрку лидеров, наоборот, покинула этот уровень. В ней было реализовано 193,5 тысячи машин, что на 3,4% меньше по сравнению с 2016 годом. Далее с большим отставанием следуют Бельгия и Нидерланды. Рынки этих стран не превысили 80 тысяч единиц, а рост спроса составил 12,1% и 4,3% соответственно. Замыкают ТОР-10 крупнейших европейских рынков LCV: Польша (60,1 тыс. шт.; +2%), Швеция (55,4 тыс. шт.;+7,2%) и Австрия (40,2 тыс. шт.; +11,8%). Стоит также отметить, что отрицательная динамика продаж легких коммерческих автомобилей в 2017 году была зафиксирована ещё в Дании (35,9 тыс. шт.; -2%), Норвегии (35,8 тыс. шт.; -0,5%), Ирландии (24,2 тыс. шт.; -14,1%) и Венгрии (19,9 тыс.шт.; -6,5%), все остальные государства Европы показали рост реализации.



Рынок новых LCV в России


Стабилизировавшись в 2016 году, рынок новых легких коммерческих автомобилей в России в 2017 году вырос на 16,7% до 108,5 тысячи экземпляров. Все основные производители LCV, за исключением FIAT, зафиксировали увеличение спроса на свою продукцию.


Первые три места по объему реализации занимают отечественные марки. Бессменный лидер этого сегмента Горьковский автозавод – в прошедшем году увеличил продажи «ГАЗелей» и «Соболей» на 14,1% до 47,8 тысячи машин. Тем не менее этого оказалось недостаточно для удержания своей доли на рынке – она уменьшилась на один процент. Неизменный серебряный призёр рейтинга продаж – Ульяновский автозавод – увеличил реализацию на 6,3% и достиг рубежа в 20 тысяч машин. Его годовые потери в общей доле составили 1,8%. Компенсировать их ульяновцы намереваются выводом на рынок нового коммерческого автомобиля УАЗ «Профи». Обосновавшаяся на третьей ступени LADA, напротив, увеличила свою долю в сегменте – на один процент до 9,4%. Продажи фургонов Largus и пикапов производства «ПСА ВИС-АВТО» в прошлом году выросли на 31,3% и перешагнули отметку в 10 тысяч единиц.


Лидером среди иностранных LCV становится американский Ford, реализация которого увеличилась на рекордные 75%  до 8,8 тысячи машин.



В итоге его доля в сегменте за год выросла на треть и превысила 8%. Замыкает пятерку лидеров в этот раз немецкий Mercedes-Benz с показателем 8 тысяч проданных LCV, что на 21,1% выше результата годичной давности. Отметим, что на эту пятерку приходится более 87% рынка новых легких коммерческих автомобилей в России.


На шестой позиции остался Volkswagen. Реализация немецкого бренда в 2017 году выросла на 7,5% и приблизилась к уровню 5 тысяч автомобилей. Итальянский FIAT шестой год не может остановить затянувшееся падение, в прошедшем году продажи марки, когда-то входившей в тройку лидеров российского рынка LCV, не достигли и двух тысяч единиц, уменьшившись на 8,1%. На восьмую строчку рейтинга поднялся Peugeot. Спрос на французские автомобили увеличился в полтора раза до 1,9 тысячи экземпляров. Девятый результат показал Hyundai – 1,8 тысячи проданных LCV, что на 13,6% больше, чем в 2016 году. В ТОР-10 лидеров российского рынка легких коммерческих автомобилей по итогам 2017 года также вошел Citroen, чья реализация увеличилась на 71,2% до 1,6 тысячи штук. Остальные участники рынка не преодолели показателя продаж в тысячу машин.




Региональная структура рынка новых LCV


По итогам прошлого года в РФ было реализовано 108,5 тысячи новых легких коммерческих автомобилей, что на 16,7% превышает показатель 2016 года. При этом в подавляющем большинстве регионов зафиксирована положительная динамика продаж. Крупнейший рынок LCV традиционно находится в Центральном ФО, чья доля в общероссийском объеме реализации практически достигла 37%. В количественном выражении это составило 40 тысяч машин, что на 18,7% превышает предыдущий показатель. Почти 2/3 из этого количества нашли своих покупателей в Москве (16,9 тыс. шт.; +14,7%) и Подмосковье (9,3 тыс. шт.; +37,7%), которым суммарно принадлежит около четверти всего российского рынка. Пятую часть российского рынка занимает Приволжский ФО. Его доля за год опустилась ниже 20%-ной отметки, хотя продажи выросли почти на 12% до 21,4 тысячи машин. Регионом-лидером здесь остается Татарстан, где было реализовано 3,6 тысячи машин (+16%). Третьим по объему продаж остаётся Северо-Западный ФО – 13 тысяч проданных LCV (+17,3%) обеспечили ему 12%-ную долю рынка. При этом больше половины из этого количества пришлось на Санкт-Петербург (7,2 тыс. шт.; +16,8%), занимающий третью позицию в региональном рейтинге. Увеличение спроса на 18,8% в Сибирском ФО позволило ему преодолеть уровень в 10 тысяч авто, что эквивалентно доле в 9,3%. На пятую строчку, продемонстрировав годовую динамику в 22,6% до 9,3 тысячи автомобилей, с долей 8,6% поднялся Уральский ФО. В нем наилучшие продажи достигнуты в Свердловской области (2,9 тыс. шт.; +23%), входящей в ТОР-10 среди регионов. Далее с долей 8,2% следует Южный ФО – 8,9 тысячи единиц. Отметим, что в этом федеральном округе зафиксирован самый небольшой прирост за год – 7,5%. Входящий в его состав Краснодарский край занял четвертое место в региональном рейтинге и первое среди нестоличных субъектов РФ с показателем 3,9 тысячи штук (+2,8%). Меньше всего LCV продается в Северо-Кавказском (3 тыс. шт.; +30,9%) и Дальневосточном (2,8 тыс. шт.; +16,6%) федеральных округах, которым суммарно принадлежит немногим более 5% от общероссийского рынка. В 2017 году Северо-Кавказский ФО отличился наилучшей динамикой продаж, а Дальневосточный – возвращением в конец списка.




Прогноз развития рынка LCV в России


По нашему прогнозу на 2017 год ожидалось восстановление рынка LCV, сопровождающееся умеренным темпом роста продаж. Согласно базовому сценарию развития, рынок мог вырасти примерно на 10%, т.е. до 102 тыс. автомобилей, а в оптимистичном варианте – на 21% и до 112 тыс. автомобилей.


По итогам года объем продаж достиг 108,5 тыс. автомобилей, а его динамика составила 16,7%, т.е. реальное развитие рынка превысило базовый сценарий, но оказалось ниже оптимистичного сценария прогноза.


При прогнозировании рынка LCV на 2018 – 2020 гг. мы продолжаем рассматривать три сценария: базовый, оптимистичный и пессимистичный. Темп роста рынка будет закономерно зависеть от эффективности процесса восстановления экономики России. При этом анализ макроэкономических факторов, оказывающих наиболее значимое влияние на годовой объем продаж LCV, демонстрирует разнонаправленную динамику показателей. С одной стороны, заметно снизился и стабилизировался курс евро, существенно вырос объем импорта, но с другой стороны, пусть незначительно, но с низилась численность малых предприятий – одной из ключевых групп потенциальных потребителей автомобилей. Годовой оборот розничной торговли практически остался на прежнем уровне. Цена бензина за год выросла темпом, значительно опережающим официальную инфляцию. Таким образом, даже простой анализ указанных экономических показателей не дает однозначных оснований для выводов о возможном динамичном росте и быстром восстановлении российской экономики и соответственно рынка LCV.


Согласно базовому сценарию развития, рынок LCV в 2018 году вырастет примерно на 12,5%, т.е. до 122 тыс. автомобилей. В оптимистичном варианте рост может достичь 20%, а общий объем продаж – 130 тыс. машин. Пессимистичный вариант прогноза предполагает показатель роста около 9%, или 118 тыс. машин. В период 2019 – 2020 гг. динамика роста рынка LCV также будет заметно отличаться в зависимости от предполагаемого сценария развития. По базовому сценарию рост может составить: 13% – в 2019 г. и 11% – в 2020 г., что обеспечит выход рынка по итогам 2020 года на общий объем продаж около 153 тыс. автомобилей. Оптимистичный сценарий развития предполагает, что в 2019 году рынок вырастет на 15% и на нем будет продано около 150 тыс. автомобилей, а в 2020 году объем продаж может достичь 165 тыс. машин, что соответствует объему рынка 2013 года, т.е. докризисного периода.


С точки зрения марочной структуры рынка его объем в 2018 году также будет определяться продажами восьми марок: ГАЗ, УАЗ, LADA, Ford, Mercedes-Benz, Volkswagen, FIAT и Peugeot. В объеме рынка 2017 года суммарная доля продаж этих марок составляла 96%. При этом следует подчеркнуть, что в 2018 году на рынке сохранится не только лидерство отечественной марки ГАЗ, занимающей долю около 45%, но и лидерство отечественной продукции в целом. Оно будет обеспечено суммарной долей трех марок: ГАЗ, УАЗ и LADA на уровне примерно 71%.


Очевидно, что годовая динамика продаж в группе ведущих марок будет существенно отличаться. На наш взгляд, наибольшие темпы роста (до 33 – 35%) могут продемонстрировать Peugeot и Citr oen, планирующие запуск моделей Peugeot Expert и Citroen Jumpy по полному производственному циклу на российском заводе в первом квартале 2018 года. Ford уверенно ориентирован на объем продаж не менее 10 тыс. автомобилей, что может обеспечить ему динамику не менее 15%. Примерно такие же темпы роста продаж в 15 – 17% предполагаются для LCV марок ГАЗ и Mercedes-Benz. Умеренные показатели роста величиной 8 – 10%, вероятнее всего, покажут LADA и Volkswagen. Несмотря на выпуск новой модели УАЗ «Профи», Ульяновский автозавод вряд ли сумеет нарастить объем продаж более чем на 5%. Вполне вероятно, что позитивные тенденции в российской экономике помогут марке FIAT справиться с затянувшимся падением продаж и, по крайней мере, стабилизировать их на прошлогоднем уровне.


Стоит также отметить, что в связи с ростом рынка отдельные марки уже в 2018 году могут выйти на докризисные показатели. Так, например, ГАЗ имеет возможность выйти на уровень 2014 года, обеспечив объем продаж 55 – 56 тыс. автомобилей. Марка Mercedes-Benz мо жет вплотную приблизиться к рекордному объему продаж 2014 года – 10,4 тыс. автомобилей, а LADA вообще может превысить свой исторический максимальный объем продаж, наблюдавшийся в том же 2014 году.





По материалам аналитического агентства "АВТОСТАТ".

продолжение читайте завтра...

6773 / 21.03.2018


« Совсем не простые фургоны JAC Motors отчиталась о достижениях и рассказала о будущем. »
На главной странице портала вы найдете удобную форму для поиска объявлений по продаже грузовиков. Также вы можете совершенно бесплатно разместить свое предложение о продаже грузовых автомобилей.

↑ Наверх

© 2003-2017 TRUCKSALE.RU Грузовики – это мы! | Пользовательское соглашение