Аналитика рынка коммерческих авто. Итоги 2017 года и прогнозы. Среднетоннажные грузовые автомобили (MCV).

Рынок НОВЫХ MCV в России


Категорию среднетоннажных грузовых автомобилей (МCV) образуют транспортные средства полной массой от 3,5 до 16 тонн. В прошлом году продажи таких машин на российском рынке выросли на 13% до 19,6 тысячи единиц, прервав таким образом четырёхлетнее падение.


На рынке «среднетоннажников» с результатом 7,8 тысячи машин (+7%) продолжает первенствовать Горьковский автозавод, хотя его доля и опустилась ниже 40%. На второе место, продемонстрировав отличную динамику в 43,8%, с показателем 2,8 тысячи единиц поднялся лидер среди иномарок – Isuzu. Теперь каждый седьмой проданный в сегменте MCV автомобиль принадлежит этому японскому бренду. КАМАЗ хоть и сохранил свою долю, показав динамику продаж не хуже среднерыночной, тем не менее, реализовав 2,4 тысячи среднетоннажных грузовиков, опустился на третью ступень пьедестала. Взглянув на оставшихся отечественных автопроизводителей из первой десятки, отмечаем, к сожалению, снижение их продаж, в отличие от японских, демонстрирующих наилучший рост реализации.


Четвертую строчку рейтинга сохранил Hyundai – автомобили корейской марки выбрали 1,5 тысячи покупателей (+3,3%). В пятерку лидеров с показателем 1,2 тысячи проданных машин (+72,2%) вошёл японский HINO. Отметим, что на первую пятёрку приходится практически 80% продаж среднетоннажных грузовиков.



Саранский завод автосамосвалов (SAZ), реализация которого снизилась на 20% до 1,1 тысячи автомобилей, обосновался на шестой позиции. На седьмом месте остался японский Mitsubishi Fuso (877 шт.; +43,1%). За ним следуют «среднетоннажники» Iveco, которых в 2017 году продали в количестве 497 штук, что на 9% выше показателя годичной давности. Замыкают ТОР-10 лидеров сегмента MCV российские бренды URAL и NEFAZ. У обоих падение продаж превысило 15%, а реализация составила 481 и 317 грузовиков соответственно. Стоит также упомянуть немецкий MAN, продукция которого нашла в России 201 покупателя (+139,3%). Доля остальных участников рынка составила менее 1%.




Региональная структура рынка новых MCV


По итогам 2017 года в России было реализовано 19,6 тысячи грузовиков полной массой от 3,5 до 16 тонн, что на 13% больше по сравнению с предыдущим годом. Отметим, что в отличие от Европы среднетоннажные автомобили в нашей стране не так популярны, как крупнотоннажные. Они занимаютчетвёртую часть общего рынка грузовиков.


Как и в других сегментах российского рынкакоммерческой техники, лидером по объему реализации «среднетоннажников» является Центральный ФО с долей почти 34%. В прошлом году здесь нашли покупателей 6,6 тысячи таких машин, что на 18,3% выше показателя 2016 года. Более 60% из этого количества были проданы в Москве (2,7 тыс. шт.; +22,8%) и Подмосковье (1,4 тыс. шт.; +5,2%), которым суммарно принадлежит пятая часть от всего отечественного рынка. Такая же доля приходится на Приволжский ФО, занимающий вторую строчку вфедеральном рейтинге. Реализация в нём увеличилась практически на 15% и превысила 4 тысячи единиц. Крупнейшим рынком сбыта в регионе является Татарстан, в котором было продано 820 грузовиков полной массой от 3,5 до 16 тонн (+79,8%). Третьим по объему продаж является Уральский ФО – реализация около 2,7 тысячи таких машин (+37,1%) обеспечила ему почти 14%-ную долю рынка. Отметим, что входящая в состав УФО Челябинская область заняла третье место в региональном рейтинге и первое среди нестоличных субъектов РФ с показателем 1,3 тысячи экземпляров (+70,1%).


На четвёртую позицию поднялся Сибирский ФО, в котором наблюдаем увеличение спроса на 17,3% до 2 тысяч единиц. Далее идут три федеральных округа, в которых зафиксирована отрицательная динамика продаж. Это: Северо-Западный ФО – 1,6 тысячи единиц (-10,6%), Южный ФО (1,5 тыс. шт.; -2,3%) и Дальневосточный ФО (664 шт.; -18,3%). При этом в Северо-Западном ФО около 45% реализации среднетоннажных грузовиков пришлось на Санкт-Петербург (706 шт.; -11,5%), который входит в первую пятёрку регионального рейтинга. Меньше всего «среднетоннажников» продаётся в Северо-Кавказском ФО – 480 автомобилей (+11,1%).






Прогноз развития рынка MCV в России


По итогам 2017 года выяснилось, что развитие рынка MCV происходило в соответствии с базовым сценарием прогноза, составленным в начале года. Этот сценарий предусматривал рост рынка на 10% с достижением объема продаж в 19 тыс. автомобилей. Реальный объем продаж получился 19,6 тыс. автомобилей, т.е. превысил прогноз на 3%.


Анализ макроэкономических факторов, оказывающих наиболее значимое влияние на годовой объем продаж MCV, показал, что наряду с позитивными тенденциями, стимулирующими рост продаж, продолжают присутствовать и негативные, тормозящие рынок. Так, в частности, заметное снижение и стабилизация курса евро и наметившаяся тенденция роста годового оборота розничной торговли будут способствовать развитию рынка как в 2018 году, так и в последующие годы. Напротив, существенное снижение среднегодовой численности работников, занятых в обрабатывающей промышленности и строительстве, свидетельствует о наличии процесса стагнации в экономике и, как следствие, будет препятствовать росту продаж автомобилей. Определен ное негативное влияние на рынок МCV будет оказывать и ощутимый рост цены дизельного топлива. В то же время, по нашему мнению, в 2018 году значительное стимулиру ющее воздействие должен обеспечить фактор отложенного спроса, который может даже придать рынку заметное ускорение.


При составлении прогноза рынка МCV на 2018 – 2020 гг. как обычно были рассмотрены три сценария: базовый, оптимистичный и пессимистичный.


Согласно базовому сценарию развития, рынок МCV в 2018 году может вырасти примерно на 21%, т.е. до объема в 23,8 тыс. автомобилей. По оптимистичному сценарию рост рынка может достичь 28%, а общий объем продаж – 25 тыс. автомобилей. Пессимистичный вариант прогноза предполагает умеренный темп роста – около 12%, или 22 тыс. машин. В дальнейший период 2019 – 2020 гг. рост рынка МCV продолжится, однако в зависимости от сценария динамика роста будет заметно отличаться. По базовому сценарию рост может составить: 16% – в 2019 г. и 10% – в 2020 г. Такая динамика может уже в 2019 году обеспечить выход рынка на уровень объема рынка 2014 года. При реализации оптимистичного сценария объем продаж в 2020 году может достичь 33 тыс. машин и сравняться с объемом рынка 2013 года.


Полагаем, что основным «драйвером» рынка МCV в 2018 году выступит отечественная марка ГАЗ благодаря успешным продажам своей новой модели «ГАЗон NEXT». Если учесть, что объем продаж этой модели может вырасти как минимум на 40%, то ГАЗ укрепит свою лидирующую позицию, увеличив за год рыночную долю с 40% до 42%. В то же время две другие российские марки САЗ и «УРАЛ», входящие в «Группу ГАЗ», вряд ли смогут показать успешную динамику продаж. Объем продаж САЗ в лучшем случае останется на прошлогоднем уровне, а в худшем – может снизиться до 5%. Объем продаж марки «УРАЛ», вероятнее всего, сохранится на уровне прошлого года. В целом продукция «Группы ГАЗ» может занять около 48% рынка.


Автомобильная техника «Группы КАМАЗ», суммарно занявшая в 2017 году около 14% рынка, в 2018 году может снизить эту долю до 12% вследствие отставания от темпа роста рынка. Предпол агаемый рост продаж среднетоннажных грузовиков КАМАЗ может составить около 9 – 10%, а объем продаж техники НЕФАЗ, скорее всего, останется на прошлогоднем уровне.


Из зарубежных марок наиболее сильную позицию на рынке МCV в 2018 году будет продолжать демонстрировать японская Isuzu, успешно расширяющая свое локализованное производство. Объем продаж Isuzu может достичь 3600 автомобилей, обеспечив ей рыночную долю в 15%. Среди других ведущих зарубежных брендов высокую динамику продаж могут показать Hino и Mitsubishi Fuso. Первая имеет потенциал роста до 44%, а вторая – до 25%. Рост продаж Hyundai, занимающей около 7% рынка, вероятнее всего, будет умеренным – около 10%. Примерно такой же темп роста можно ожидать и у Iveco, занимающей небольшую долю рынка в 2,5%.


Стоит подчеркнуть, что рассмотренная выше десятка ведущих марок среднетоннажных грузовиков практически полностью будет определять состояние рынка МCV в 2018 году, так как суммарно обеспечивает более 96% объема продаж.




По материалам аналитического агентства "АВТОСТАТ".

продолжение читайте завтра...

4342 / 26.03.2018


« Аналитика рынка коммерческих авто. Итоги 2017 года и прогнозы. Грузовые автомобили (MCV и HCV). Аналитика рынка коммерческих авто. Итоги 2017 года и прогнозы. Крупнотоннажные грузовые автомобили (HCV) »
На главной странице портала вы найдете удобную форму для поиска объявлений по продаже грузовиков. Также вы можете совершенно бесплатно разместить свое предложение о продаже грузовых автомобилей.

↑ Наверх

© 2003-2017 TRUCKSALE.RU Грузовики – это мы! | Пользовательское соглашение