Аналитика рынка коммерческих авто. Итоги 2017 года и прогнозы. Крупнотоннажные грузовые автомобили (HCV)

Рынок новых HCV в России


К сегменту крупнотоннажных грузовиков (HCV) относятся автомобили, имеющие полную массу свыше 16 тонн. В 2017 году рынок новых машин этой категории превысил 60 тысяч единиц (+68,4%) и вернулся к уровню 2014 года.


Безоговорочный лидер этого сегмента – КАМАЗ – улучшил свои продажи на треть и перешагнул уровень в 24 тысячи реализованных грузовиков. Однако трёхзначная динамика спроса на автомобили ближайших конкурентов привела к тому, что отечественный производитель потерял пятую часть своей доли на рынке и теперь она опустилась ниже 40%. С седьмого на второе место, продемонстрировав рост реализации в 3,5 раза до 6 тысяч штук, поднялся за год шведский Volvo. В настоящее время каждый десятый проданный в стране тяжёлый грузовик принадлежит этому лидеру среди иностранных брендов.Третью позицию с показателем 5,7 тысячи единиц (рост – в 2,3 раза) удерживает за собой ещё одна скандинавская марка – Scania. Её доля на рынке увеличилась на треть до 9,4%.


Пятёрку лучших замыкают немецкие автоконцерны. Mercedes-Benz смог нарастить реализацию в 2,8 раза до 5,5 тысячи машин, а MAN – в 2,1 раза до 4,5 тысячи экземпляров. Соответственно доля первого в сегменте HCV превысила 9%, второго – достигла 7,5%. Отметим, что на лидирующую пятёрку проходится 3/4 российского рынка крупнотоннажной техники.



Ещё год назад занимавший вторую строчку рейтинга Минский автозавод показал лишь шестой результат. Его продукции в нашей стране было реализовано 3,7 тысячи штук (+20,4%). Ненамного от него отстал голландский DAF, реализовавший 3,6 тысячи машин (рост – в 3,9раза). Далее с долями 4,6% и 2,4% соответственно следуют российские URAL и NEFAZ. В 2017 году продажи автомобилей «Урал» выросли на треть до 2,9 тысячи единиц, в отличие от самосвалов и автоцистерн Нефтекамского автозавода, реализация которых уменьшилась на 6,6% до 1,4 тысячи машин. Замыкает десятку лидеров по-прежнему японский Isuzu с показателем 878 автомобилей (+59,9%). Доли каждого из оставшихся участников российского рынка крупнотоннажных грузовиков находятся ниже 1%.




Региональная структура рынка новых HCV


На российском рынке грузовой техники, в отличие, например, от европейского, преобладают крупнотоннажные автомобили, их доля составляет 75,6%. Одним из основных факторов этого является то, что наша страна имеет гораздо большую территорию по сравнению с европейскими государствами, и поэтому в грузоперевозках выгоднее использовать технику большей грузоподъемности.


Практически третья часть из 60,6 тысячи проданных в 2017 году новых грузовых автомобилей полной массой свыше 16 тонн пришлась на Центральный ФО, в котором реализовано 19,6 тысячи таких машин (рост – в 1,9 раза). Москве и Подмосковью, занимающим верхние строчки в региональном рейтинге, достаётся 54% от этого количества. Таким образом, если брать российский рынок в целом, то в столичных регионах продаётся каждый шестой тяжёлый грузовик в стране. Вторым по объему продаж крупнотоннажной техники является Приволжский ФО – реализация 11,7 тысячи грузовых автомобилей (рост – в 1,7 раза) обеспечила ему пятую часть рынка. Регионом-лидером в нём остается Татарстан, занимающий третье место в региональном рейтинге. В республике было реализовано 3,9 тысячи машин (рост – в 1,8 раза). Третью строчку в рейтинге федеральных округов занимает Уральский ФО, в котором рынок крупнотоннажных грузовиков рос не так динамично (+39,6%), как в целом по стране (+68,4%), что не могло не сказаться на доле УФО. В итоге она уменьшилась на 2,8% и составляет теперь 13%.


Далее с показателем 6,9 тысячи единиц (рост – в 1,7 раза) идёт Северо-Западный ФО. Отметим, что половину продаж на Северо-Западе обеспечивает рынок Санкт-Петербурга, который входит в первую пятёрку регионального рейтинга с результатом 3,7 тысячи машин (рост – в 1,9 раза). В Сибирском ФО объемы реализации «крупнотоннажников» в 2017 году достигли 6,5 тысячи экземпляров (рост – в 1,6 раза), в Южном ФО – 4 тысячи автомобилей (рост – в 1,7 раза).


Наименьший рост спроса по итогам 2017 года наблю даем в Дальневосточном ФО (2,6 тыс. шт.; +25,3%), что повлекло уменьшение доли округа на 1,5% до 4,2%. А наибольший – в Северо-Кавказском ФО, замкнувшем рейтинг федеральных округов. В нём реализация новых грузовых автомобили полной массой свыше 16 тонн выросла практически вдвое до 1,4 тысячи штук.




Прогноз развития рынка HCV в России


Поскольку рыночный сектор тяжелых грузовиков показал в 2017 году неожиданно стремительный рост, наш прогноз, составленный в начале года, оказался слишком заниженным. Реальные продажи HCV в объеме 60,6 тыс. автомобилей превысили показатели базового и оптимистичного сценариев на 52% и 41% соответственно.


Главной движущей силой столь динамичного развития рынка, на наш взгляд, явился отложенный спрос, сформированный в период кризисного спада экономики в 2015 – 2016 гг. и начавший активно удовлетворяться, как толь- ко стали заметны восстановительные процессы. Действительно, анализ макроэкономических факторов, оказывающих наиболее значимое влияние на годовой объем продаж НCV, показал, что здесь в отличие от рынков LCV и МCV позитивные тенденции проявились наиболее значительно. Причем численные значения этих факторов заметно превысили плановые показатели по варианту развития экономики «базовый+». Так, среднегодовая цена нефти Brent выросла на 22% – до 55 USD/бар. вместо 50 USD/бар., а годовой объем импорта увеличилс я на 24% вместо прогнозируемого показателя в 7,5%. Рост годового объема грузооборота пусть незначительно, но тоже превысил прогноз в 1,5%. Таким образом, в российской экономике начали складываться условия, благоприятные для динамичного восстановления рынка HCV. Также очевидно, что отложенный спрос продолжит стимулировать рост рынка в 2018 году, но уже в меньшей степени, чем в прошедшем году.


Так же, как при составлении прогнозов рынков LCV и МCV, здесь рассматривались три сценария: базовый, оптимистичный и пессимистичный.


Согласно базовому сценарию развития, рынок НCV в 2018 году может вырасти примерно на 20%, т.е. до 72,8 тыс. автомобилей. В оптимистичном варианте рост может составить почти 30%, а общий объем продаж – около 78 тыс. автомобилей. Пессимистичный вариант прогноза предполагает показатель роста примерно в 16%, или 70 тыс. машин. В период 2019– 2020 гг. динамика рынка НCV будет отличаться в зависимости от сценария развития. Так, по базовому сценарию рост может составить: 14% – в 2019 г. и 8% – в 20 00 г., что обеспечит выход рынка по итогам 2020 г. на общий объем продаж около 90 тыс. автомобилей. По оптими стичному сценарию предполагается рост рынка на 15% – в 2019 г. и на 7% – в 2020 г. В этом случае объем продаж в 2020 году может достичь 96 тыс. машин, что уже превысит исторический максимум 2012 года. В марочной структуре рынка НCV в 2018 году корпорация «КАМАЗ» сохранит свою лидирующую позицию. По заявлениям представителей корпорации, следует ожидать роста продаж тяжелых грузовиков «КАМАЗ» не менее чем на 23%, что позволит марке удержать рыночную долю в размере 40 – 41%. В этом случае объем продаж автомобилей «КАМАЗ» выйдет на рекордный уровень, превысив максимальный исторический результат 2013 года. В то же время родственная марка НЕФАЗ, вероятнее всего, сохранит реализацию на уровне прошлого года.


Усилия «Группы ГАЗ» по модернизации автомобилей под маркой «УРАЛ» должны привести к заметному росту продаж, который может составить до 26%.


Белорусская марка МАЗ также может воспользоваться благоприятнымирыночными условиями и нарастить объем реализации примерно на 15%.


Среди марок «большой семерки» в 2018 году вряд ли стоит ожидать рекордных «скачков» продаж, продемонстрированных в 2017 году. Скорее всего, показатели роста будут вполне умеренными, за исключением марок Iveco и Renault, в планах которых стоят трудные задачи по возвращению утерянных позиций. Полагаем, что рост объемов продаж марок Volvo, Scania и Mercedes-Benz получится в пределах 10 – 12%, а марки MAN и DAF смогут выйти на более высокий показатель в 23%.


Стоит еще подчеркнуть, что ряд лидирующих марок «большой семерки» может либо существенно приблизиться, либо даже превысить результат максимального уровня продаж 2012 года. Шансы превзойти этот показатель имеются у марок Scania, Mercedes-Benz, а возможности приблизиться – у марок Volvo, MAN и DAF.


Следует также отметить марку Isuzu, которая упорно и планомерно борется за свое место на рынке HCV и в этом году может существенно увеличить объем продаж – до 1300 автомобилей, превысив прошлогодний результат на 48%.




По материалам аналитического агентства "АВТОСТАТ".

продолжение читайте завтра...

6556 / 28.03.2018


« Аналитика рынка коммерческих авто. Итоги 2017 года и прогнозы. Среднетоннажные грузовые автомобили (MCV). Аналитика рынка коммерческих авто. Итоги 2017 года и прогнозы. Автобусы (BUS) »
На главной странице портала вы найдете удобную форму для поиска объявлений по продаже грузовиков. Также вы можете совершенно бесплатно разместить свое предложение о продаже грузовых автомобилей.

↑ Наверх

© 2003-2017 TRUCKSALE.RU Грузовики – это мы! | Пользовательское соглашение