Аналитика рынка коммерческих авто. Итоги 2017 года и прогнозы. Автобусы (BUS)

 Рынок новых автобусов в Европе


В 2017 году реализация новых автобусов в европейских странах снизилась на 1,1% до 42,6 тысячи единиц. Таким образом, после шестилетнего подъёма на европейском рынке автобусов отмечаем хоть и небольшое, но уменьшение спроса.


Главная роль в этом принадлежит Великобритании. Реализовав 7,4 тысячи экземпляров, страна осталась на первом месте, но потеряла почти пятую часть рынка автобусов. Что привело к уменьшению рыночной доли Великобритании в Европе на 3,1% до 17,4%. Второе место удерживает Германия, сохранившая продажи на уровне предыдущего года, а именно 6,7 тысячи единиц. На третьей ступени обосновалась Франция, где второй год фиксируется спад продаж. В этот раз – на 4% до 6,3 тысячи штук. Тем не менее на долю указанных трех стран приходится почти половина (48%) от всего рынка автобусной техники Старого Света.


В пятёрке европейских лидеров также остались Испания и Италия, превысившие трёхтысячный уровень.



Но если в первой из них продажи выросли примерно на 7%, то во второй – на 20,3%. За ними идёт Польша, перешагнувшая двухтысячный порог, продажи автобусов в ней оказались на 15,4% выше предыдущего уровня. На седьмую строчку рейтинга, несмотря на отрицательную динамику в 2,4%, с показателем 1,3 тысячи машин поднялась Швеция. Также улучшила свою позицию Австрия, в которой за отчетный период продажи выросли на 19,3% до 1,2 тысячи автобусов. На привычную позицию в конце ТОР-10 вернулась Норвегия, её автобусный рынок уменьшился на 14,9% до 1,2 тысячи штук. Европейскую десятку замкнула Румыния, где было реализовано немногим более тысячи автобусов, что на 8,3% меньше прошлого периода.


Остальные европейские страны не смогли преодолеть рубежа в тысячу единиц пассажирского транспорта.



Рынок новых автобусов в России


Итоги года показали, что находящийся на подъёме российский рынок новой автобусной техники вырос в 2017 году на 13,4% до 11,7 тысячи единиц.


Крупнейший на территории Российской Федерации производитель пассажирской техники – Павловский автобусный завод – ещё больше укрепил своё лидирующее положение. В минувшем году было реализовано 7,6 тысячи автобусов марки PAZ, что на 27,3% больше, чем годом ранее. В результате 2/3 общероссийского рынка новых автобусов занимает теперь продукция ПАЗа. Продажи Ликинского автобусного завода, идущего на второй позиции, уменьшились на 21% до 1,5 тысячи единиц. В итоге доля ЛиАЗа на рынке сократилась на треть до 12,6%. На третью ступень, несмотря на снижение реализации на 17,3% до 501 экземпляра, поднялся NEFAZ. Это произошло благодаря тому, что основной оппонент Нефтекамского автозавода – белорусский МАЗ – потерял больше половины продаж и с долей всего лишь 3,1% опустился на шестую строчку рейтинга. Ненамного его опередили, имеющие такую же долю, отечественные бренды – KAVZ и Volg abus, вошедшие в лидирующую пятёрку. Курганский автобусный завод сохранил реализацию на уровне 2016 года, а спрос на модели Volgabus вырос на 31,2% до 362 штук.



Отметим, что на эту шестёрку приходится более 90% рынка новых автобусов в России.


Остальные четыре места в ТОР-10 занимают китайские компании, хотя год назад их было всего две. Все они демонстрируют впечатляющую динамику продаж. Марка Yutong показывает пятикратный рост до 276 машин, Higer – почти семикратный до 168 штук, King Long – примерно трёхкратный до 147 автобусов. Замкнувший первую десятку Zhong Tong (71 шт.) может похвастаться 18-кратным ростом реализации. Все оставшиеся марки занимают 3,5% рынка.




Региональная структура рынка новых автобусов


Наблюдая растущий рынок новых автобусов, мы вновь отмечаем далеко не однозначную картину, рассматривая продажи по федеральным округам. И хотя занимаемые ими позиции в рейтинге остались неизменными, разброс изменений за год по отдельным округам очень велик. Это подтверждает, что правительственные министерства, распределяя муниципальный пассажирский транспорт по регионам, руководствуются неравнозначным подходом.


Лидирует по-прежнему Центральный ФО, сохранивший продажи на уровне прошлого года, т.е. 3,8 тысячи машин. Но незначительный рост реализации (+1%) по сравнению с общероссийским ростом (+ 13,4%) привёл к уменьшению общей рыночной доли ЦФО на 4,1% до 32,4%. И если Москвеи Московской области, находящимся на вершине регионального рейтинга, в 2016 году суммарно принадлежала почти четверть российского рынка, то теперь они не набирают и 20%.


Обосновавшийся на второй позиции Приволжский ФО увеличил продажи автобусов на 7,8%, но этого оказалось недостаточно для удержания рыночной доли – она уменьшилась на 1%. Лидир ует в округе Нижегородская область, занявшая первое место среди нестоличных регионов, рынок автобусов в ней вырос в 2,7 раза до 766 штук. Отметим, что на ЦФО и ПФО приходится половина общероссийских продаж прошлого года. Лидирующую тройку замыкает Северо-Западный ФО, в котором динамика продаж составила уже 17,7%. Из полутора тысяч реализованных в нём автобусов 910 единиц приходится на Санкт-Петербург (+34%), занимающий второе место в региональном рейтинге.


Далее идут три федеральных округа, демонстрирующие значительный рост реализации. В Сибирском ФО и Уральском ФО она выросла в 1,5 раза до 1,5 тысячи и 1,4 тысячи экземпляров соответственно. В Южном ФО – в 1,6 раза почти до тысячи штук. В итоге все эти округа прибавили к своим долям от 2,5 до 3 п.п. Отметим лидеров в данных округах, входящих в региональный ТОР-10: в СФО – это Омская область (272 шт.; +70%), в УФО – Свердловская область (433 шт.; +62,8%), в ЮФО – Краснодарский край (561 шт.; +81,6%).


Замыкают федеральный рейтинг Дальневосточный ФО и Северо-Кав казский ФО, в которых зафиксировано существенное падение продаж. На Дальнем Востоке они упали почти на 42% до 329 автобусов, на Северном Кавказе – на 27% до 176 единиц пассажирской техники. В результате рыночная доля ДФО сократилась в 2 раза до 2,8%, доля СКФО составляет теперь 1,5% от общероссийских продаж.




Прогноз развития рынка автобусов в России


По итогам 2017 года выяснилось, что развитие рынка автобусов происходило в соответствии с базовым сценарием прогноза. Этот сценарий предусматривал рост рынка на 7% с достижением объема продаж в 11,1 тыс. автобусов. Реальный объем продаж получился 11,7 тыс. машин, т.е. превысил прогноз на 5%.


Сразу стоит отметить, что особенности прогнозирования рынка автобусов не изменились, т.к. сохранилась сильная зависимость рынка от административных методов управления, направленных на планирование и целевое выделение бюджетных средств для закупки пассажирского автотранспорта по регионам РФ.


В целом следует отметить, что сложившаяся в 2017 году макроэкономическая ситуация создает благоприятные предпосылки для восстановления и дальнейшего развития рынка автобусов. Ряд наиболее позитивных тенденций макроэкономических факторов, влияющих на продажи автомобильной техники, был уже рассмотрен ранее в прогнозах рынков MCV и HCV. Кроме этого, при прогнозировании рынка автобусов были учтены такие ключевые факторы, как:



  • подготовка к чемпионату мира 2018 года по футболу, требующая обновления и расширения пассажирских автопарков городов, принимающих участников и гостей чемпионата;

  • действие программы обновления парка школьных автобусов;

  • действие госпрограммы субсидирования закупки автобусов на газомоторном топливе;

  • региональные программы развития транспортных систем.


По базовому сценарию рынок автобусов в 2018 году может вырасти примерно на 13% и достичь объема в 13,3 тыс. единиц. В оптимистичном варианте рост может составить около 20%, а общий объем продаж – 14,2 тыс. автобусов. В период 2019 – 2020 гг. по базовому сценарию рост может cоставить: 11% – в 2019 г. и 8% – в 2020 г., что обеспечит выход рынка по итогам 2020 г. на общий объем продаж около 16 тыс. автобусов.


Реализация пессимистичного сценария может произойти в случае существенного снижения закупок по программам развития общественного транспорта и привести к снижению темпов роста рынка в прогнозируемый период. В этом случае в 2018 г. и 2019 г. рост рынка не превысит 8%, а в 2020 году снизится до 6%.


В марочной структуре рынка автобусов в 2018 году продолжит лидировать российская марка ПАЗ. Причем предполагается, что объем продаж этой марки может существенно вырасти – примерно на 19%, что приведет к увеличению ее рыночной доли с 65% до 68%. Ситуация с продажами автобусов марки ЛиАЗ не совсем понятна в связи с окончанием в 2017 году крупномасштабных поставок машин для обновления парков Москвы и Московской области. Остается предполагать, что продажи марки ЛиАЗ смогут удержаться хотя бы на прошлогоднем уровне за счет продаж в регионы.


Белорусская марка МАЗ, судя по всему, продолжит терять свои позиции на российском рынке. Потери ее продаж могут составить до 16%, а рыночная доля – снизиться с 3% до 2%.


Российские марки НЕФАЗ и КАВЗ, скорее всего, продемонстрируют небольшой рост продаж, в пределах от 1% до 6%. Марка Volgabus может показать более уверенный рост – до 10% и продать около 400 автобусов.


Среди импортных автобусов наиболее заметные результаты можно ожидать от марок Yutong, Higer и King Long, продажи которых, вероятнее всего, окажутся в диапазоне от 170 до 300 единиц.



4620 / 29.03.2018


« Аналитика рынка коммерческих авто. Итоги 2017 года и прогнозы. Крупнотоннажные грузовые автомобили (HCV) Итоги 2017. Планы. Прогнозы. «Мы идем в производство более сложной продукции». »
На главной странице портала вы найдете удобную форму для поиска объявлений по продаже грузовиков. Также вы можете совершенно бесплатно разместить свое предложение о продаже грузовых автомобилей.

↑ Наверх

© 2003-2017 TRUCKSALE.RU Грузовики – это мы! | Пользовательское соглашение